Обновление дошкольного образования

Страница 3

Реализация развивающих задач в процессе повседневного сво­бодного общения ребенка с воспитателем должна сочетаться со спе­циальными занятиями. Причем число их целесообразно сократить, а форму организации разнообразить. Проведение занятий с неболь­шими подгруппами детей обеспечит наибольшую познавательную активность каждого воспитанника, поможет установить обратную связь и учесть продвижение детей.

Не следует также оставлять без изменения взаимодействие дет­ского сада и семьи. Запросы родителей возрастают: при сохранении интереса в подготовке ребенка к обучению в разных типах школ повышаются требования к развитию у него интеллектуальных, лингвистических, художественных и иных способностей. Целесооб­разно включать родителей в активное обсуждение при решении дет­ских проблем, привлекать их к творческой работе с детьми.

Серьезные изменения должны произойти в организации пред­метной среды и группового пространства. Модель взаимодействия взрослого с детьми, которая была названа учебно-дисциплинар­ной, разворачивалась на фоне жестко «зонированного» и регла­ментированного пространства. Оборудование помещения, предмет­ная и игровая среда отражали особенности и недостатки автори­тарной системы, создавая педагогические стереотипы. При этом, как уже отмечалось, фронтальные формы работы, формальная дис­циплина, излишняя регламентация деятельности детей, особенно игровой, становились центром педагогического процесса.

Практические работники, руководители дошкольным образо­ванием и ученые понимали, что в короткие сроки да еще в услови­ях финансового дефицита эта проблема не может быть решена. Од­нако прогнозирование ее перспектив, изучение научных и приклад­ных аспектов проводилось рядом исследователей давно и имело большое значение. Предметная среда рассматривалась как систе­ма, представляющая собой обогащающий фактор детского разви­тия, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности и дидактику.

В 90-е годы выходят методические документы, указывающие на­правления инновационной деятельности в плане создания разви­вающей среды в дошкольном учреждении. Целевая комплексная программа была подготовлена Государственным комитетом СССР по образованию. Однако ее реализация в широком государствен­ном масштабе не осуществилась. Дальнейшая разработка пробле­мы продолжалась.

Концепция развивающей среды (разрабатывалась под руковод­ством В.А.Петровского) была представлена как часть стратегичес­кой программы Минобразования России, где заложены подходы кардинального преобразования материально-технического обеспе­чения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

«Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ре­бенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми».

Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошколь­ном учреждении определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие станов­лению ребенка как личности. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах

построения развивающей среды:

- дистанции, позиции при взаимодействии;

- активности, самостоятельности, творчества;

- стабильности - динамичности;

- комплексирования и гибкого зонирования;

- эмоциогенности среды;

- сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- открытости - закрытости;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков
Научно-педагогические теории последних десятилетий, а также опыт социальных педагогов-исследователей дают возможность рассматривать социально-педагогическую диагностику как неотъемлемый компонент уче ...

Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном образовании
К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас региональное министерство образования работает сразу по нескольким направлениям. Разрабат ...

Характеристика становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru