Обновление дошкольного образования

Страница 4

- учета половых и возрастных различий детей.

Важным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком является установле­ние контакта в зависимости от их желаний и занятий, нахождение общего психологического пространства общения, комфортной ди­станции взаимодействия. Это возможно, если позиции взрослых и детей варьируются, что обеспечивается планировкой помещения, специальным подбором и размещением мебели, расположением игрушек, пособий, предметов декоративного украшения, цветовым и световым дизайном, обеспечением условий для активности или уединения. Подчеркиваются возможности ребенка и взрослого ста­новиться творцами своего предметного окружения. Интерьер мо­жет сочетать многофункциональные, легко трансформируемые эле­менты и общую смысловую целостность. В настоящее время в публикациях видных ученых, педагогов, психологов, искусствоведов убедительно раскрывается значение предметной среды, развивающей способности детей к разнообраз­ным видам деятельности. В методических рекомендациях С.Л.Но­воселовой содержались научные психолого-педагогические осно­вы и положения концепции развивающей предметной среды детства, практические советы, адресованные руководителям до­школьных учреждений и дизайнерам, участвующим в проектиро­вании развивающей предметной среды образовательных учреж­дений.

Подчеркивается значение единства стилевого решения всех по­мещений с учетом их функционального взаимодействия и напол­нения. Все элементы предметной среды должны сочетаться по мас­штабу, стилю, назначению и иметь свое место в интерьере. Совре­менные требования дизайнеров и искусствоведов к организации ближайшей предметной среды связаны с избавлением от загромож­дения малофункциональными и несочетаемыми друг с другом пред­метами. Для нормального развития ребенку необходимо жить в трех предметных пространствах: со масштабном действиям его рук (мас­штаб «глаз-рука»), со масштабном его росту и со масштабном пред­метному миру взрослых (Г.Н.Любимова, С.Л.Новоселова). При создании предметной среды необходимо исходить из эргономичес­ких требований к жизнедеятельности: антропометрических, физи­ологических и психологических особенностей обитателя этой сре­ды. Они заключаются в следующем:

- развивающий характер предметной среды;

- деятельностно-возрастной подход;

- информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек);

- обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социо­культурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

- вариативность;

- сочетание традиционных и новых компонентов;

- обеспечение составных элементов среды, соотносимости с мак­ро- и микропространством деятельности детей;

- обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;

- обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в дошколь­ных учреждениях будут способствовать новые подходы к форми­рованию структуры здания, свободной его планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося обо­рудования и мебели, проектированию и размещению функциональ­ных помещений как базовых компонентов развивающей предмет­ной среды. Перечень последних разнообразен и может быть про­должен в зависимости от региональных, этно- и социокультурных, природно-климатических и иных особенностей. Назовем некото­рые из них:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогическая практика – это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного пр ...

Методика выявления уровня сформированности графомоторных навыков у учащихся 1 класс с дизартрией
Целью исследования является: определение состояния связной речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и детей в норме. Задача исследования: выявить особенности связной речи у детей с псевдобульбарной ...

Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к род ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru