Методика № 1. «Предикативный словарь» (Г.А. Волкова)
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, ложка, карандаш, кисть, топор, пила, молоток, щетка).
Методика исследования:
Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» … (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут».
Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика № 2. «Кто как передвигается» (P.E. Левина)
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: предметные картинки (щука плавает, ласточка летит, кузнечик скачет, змея ползет, лошадка стоит, собака сидит, корова ест, самолет летит).
Инструкция: «Скажи, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — …, кузнечик — ., змея — ., лошадка — ., собака — …, корова — ., самолет — .».
Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика № 3, «Атрибутивный словарь» (Г.В. Чиркова)
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: слова.
Инструкция: «Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина».
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика №4. «Добавление одного общего слова к двум словам» (Б.Ф. Архипова)
Целъ: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: пары слов и общий вопрос.
кошка — собака (что делают?)
дождь — снег (что делают?)
сидит — стоит (кто?)
льется — журчит (что?)
шумит — дует (что?)
светит — греет (что?)
одевается — обувается (кто?)
Инструкция: «Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» — «цветы». Что делают? — «растут» (одно слово)».
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика №5. «Дополнение последнего слова в предложении» (Б.Ф. Архипова)
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: незаконченные логопедом предложения.
Из крана льется .
Солнце светит …
Лимон желтый, а помидор .
Фрукты моют, а белье …
Яйцо овальное, а шар .
Кофта шерстяная, а шуба .
Молоко жидкое, а сметана .
Лимон кислый, а мед .
Инструкция: «Я начну говорить предложение, а ты закончи это предложение».
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание,
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Результаты выполнения заданий соотносятся, и делается вывод об уровне овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста:
Статьи по теме:
Особенности формирования лексических навыков в младшей школе
Дадим определение лексического навыка. Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или готовую фразу, соответствующие коммуникативной ...
Опыт по организации дифференцированного обучения на уроках физики в период
педагогической практики
Чтобы организовать дифференцированное обучение на уроках физики, нужна была предварительная подготовка: необходимо было разделить учеников на группы по успеваемости. Для этого я изучала классный журн ...
Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для
предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...