в) знания о возможностях, заключенных в спортивной деятельности для позитивного воздействия на личность и социальные отношения, о системе связанных с ней ценностей, культурных норм и традиций, на основе которых осознается и обосновывается позитивное значение этой деятельности, занятий спортом (информационный компонент спортивной культуры);
3) умения, навыки, качества, способности (физические качества, двигательные умения и навыки, комплекс психических качеств - интеллект, воля, внимание и др.), позволяющие эффективно готовиться к соревнованиям, участвовать в них, показывать высокие результаты, использовать занятия спортом для решения поставленных задач (операциональный компонент - "блок" реального поведения - спортивной культуры);
4) спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях, соблюдение принятых в спорте норм, традиций, образцов поведения (праксиологический компонент - "бло" реального поведения - спортивной культуры).
У конкретного человека возможны различные уровни сформированности спортивной культуры.
Прежде всего они связаны с тем, насколько у него в данной культуре представлены указанные выше ее компоненты. В этом плане возможны:
А) уровень гармоничного развития - наличие у человека всех указанных выше компонентов спортивной культуры - соответствующих знаний, интересов, потребностей, способностей, а также адекватного поведения;
Б) уровень одностороннего развития - наличие у человека лишь некоторых из указанных выше компонентов спортивной культуры при отсутствии других. В этом плане часто встречается, например, такое одностороннее развитие спортивной культуры, при котором в ее структуре отсутствует самый важный ее компонент - блок реального поведения, т.е. положительное отношение к спорту, а, значит, и сама спортивная культура личности, носит ярко выраженный декларативный характер.
Кроме того, возможен и различный уровень сформированности у человека каждого из компонентов спортивной культуры (например, знания могут быть полными, недостаточными, глубокими, поверхностными и т.д.).
Еще два уровня спортивной культуры личности связаны с наличием или отсутствием активности индивида в плане формирования этой культуры у других лиц. Активный уровень предполагает его активность с целью помочь другим людям расширить и углубить знания о спорте, сформировать у них интерес к занятиям спортом и т.д. Пассивный уровень характерен для тех лиц, которые не проявляют такой активности.
Статьи по теме:
Методические основы исправления звукопроизношения у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Основной целью логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, в процессе которого нужно опираться на ряд п ...
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
С целью оценки эффективности проведенного обучения по его окончании мы провели контрольное исследование. Для исследования лексико-грамматического строя речи мы предлагали аналогичные диагностические ...
Описание диагностических методик
Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость и силу, смог ...