Теоретико-множественный подход к изучению понятия числа

Страница 2

Учитывая это обстоятельство, в процессе обучения нужно стремиться к тому, чтобы усвоение последовательности соответствующих числительных всегда несколько опережало ту область чисел, которая рассматривается в данный момент основательно.

Приступая к изучению первых десяти чисел, дети должны уже к этому времени более или менее уверено знать названия этих чисел, порядок их следования при счете. Забегание вперед создает условие для переноса изученных операций (операции счета предметов, присчитывание и отсчитывание по 1 и другие) на несколько расширенную область чисел. Это очень важно в качестве психологической подготовки детей к работе с большими числами.

В упражнениях, направленных на усвоение последующих чисел в натуральном ряду, специальное внимание приходится уделять гибкости в ее усвоении. Известно, что дети испытывают затруднения воспроизвести эту последовательность в обратном порядке, при выполнении заданий, требующих умений назвать ряд натуральных чисел, начиная с любого заданного, назвать число, непосредственно ему предшествующее. В результате изучения нумерации чисел дети должны не только усвоить соответствующие общие положения, но и овладеть важнейшими умениями и навыками. В учебниках математики для начальных классов намечена система упражнений, необходимых для сознательного усвоения детьми всех основных вопросов, связанных с изучением натурального ряда чисел.

В изучении нумерации чисел в пределах 10 выделяют подготовительную работу и ознакомление с соответствующими числами.

В подготовительный период, который длится в течение первой учебной недели, выполняются упражнения следующих видов:

1) счет предметов;

2) сравнение групп предметов;

3) знакомство с количественными и порядковыми значениями чисел;

4) рассмотрение порядковых отношений чисел;

5) рисование бордюров;

6) оперирование группами предметов.

На первой неделе занятий дети учатся работать со счетным материалом, с книгой. На этих уроках должно быть отработано умение вести счет различных объектов, при котором используются числа натурального ряда в пределах 10. дети должны усвоить, что, отвечая на вопрос «Сколько?», предметы можно считать в любом порядке, а на вопрос «Который по счету?» – в определенном порядке. Они должны научиться понимать термины «выше», «ниже», «направо», «налево», «справа налево» и т.п., а также выражения, отражающие порядковые отношения: «следовать за», «стоять перед», «находиться между». Дети должны научиться сравнивать две группы предметов. Формирование соответствующих умений и навыков на этих уроках только начинается, оно будет продолжено на уроках по теме «Нумерация». Эти ЗУН необходимы для перехода к изучению нумерации.

Приведем примеры некоторых упражнений, которые формируют эти умения и навыки на данном этапе.

Упражнение 1.

На наборном полотне расположены квадраты разных размеров, красного и синего цвета.

Учитель спрашивает:

- Сколько больших квадратов?

- Сколько маленьких?

- Сколько красных квадратов?

- Сколько желтых?

- Сколько квадратов на верхней полке?

- Сколько на нижней?

- Сколько всего квадратов?

Затем дети сами учатся задавать вопросы, работая по учебнику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Усвоение глухими школьниками системного устройства языка
Язык, применяемый и изучаемый учащимися, является фактором, системообразующим саму методику обучения языку. Первой особенностью языка как знаковой системы является его целостность. Все элементы языка ...

Условия формирования творческого мышления учащихся
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, ...

Понятие и виды дидактических игр
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый п ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru