Анализ проведенного исследования
На основании анализа литературных источников по теме профессиональная ориентация и используя методики, направленные на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество, нами проведено исследование профессиональной направленности старшеклассников. При помощи этих тестов мы смогли оценить профориентационную направленность личности, изучить интересы и склонности старшеклассников в различных сферах деятельности, а также выявить какой из двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотив стремления к успеху или мотив избегания неудачи у испытуемого доминирует. Исследование проводилось в период с 16 февраля по 27 марта. В исследовании принимали участие 45 учащихся 10 - 11 классов средней школы №82 г. Красноярска.
После обработки результатов тестирования нами были получены индивидуальные и групповые результаты исследования. Индивидуальные результаты были получены по методикам "Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов А.Е. Климова" и "Карта интересов". Групповые результаты тестирования получены по методике "Мотивация достижения".
Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности за основу был взят дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Подсчитанные по каждому столбцу суммы плюсов указывают на преобладание у испытуемого склонности к той или иной сфере деятельности. Результаты каждого испытуемого расположены по количеству полученных баллов. На первом месте находиться наивысший балл, на втором ниже и т.д. Индивидуальные результаты тестирования по данной методике представлены в сводной таблице (см. таблицы 3.4 − 3.7)
Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. Таких сфер в данной методике насчитывается 29. Строки, получившие максимальное количество плюсов, указывают на предпочитаемые сферы деятельности; при оценке направленности интересов испытуемого их учитывают в первую очередь. Уровень выраженности интересов определяется следующей шкалой: >8 - высокий уровень выраженности интересов, 5 - 7 - уровень выраженности выше среднего, 1 - 4 - средний уровень, (−5) - 0 - ниже среднего, <6 - низкий. Индивидуальные результаты тестирования по данной методике представлены в таблице 3.1, 3.2 и таблице 3.3.
Групповые результаты тестирования были получены по тесту-опроснику измерения мотивации достижения, который предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивался, какой из этих двух мотивов у испытуемых преобладает.
На основе подсчета суммарного балла мы определили, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвовавших в исследовании, ранжировали и выделили две контрастные группы. По результатам проведенного теста было выявлено, что верхние 27% выборки испытуемых характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% − мотивом избегания неудачи. У испытуемых, не попавших в эти группы, ярко не выражен ни тот, ни другой мотив личности. Результаты тестирования представлены в таблице 3.8, 3.9 и таблице 3.10.
Полученные результаты позволили нам сделать следующий вывод: все ученики хорошо информированы о мире профессий, некоторые имеют практические навыки в определенной сфере деятельности. Однако выбор будущей профессии сделали еще не все. Исследование показало наличие развитых интересов, склонностей и способностей, но среди учеников 10 класса есть некоторые, кто не выбрал профессию по причине неуверенности в правильном выборе или многообразия профессий.
Статьи по теме:
Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
В процессе обучения важное значение имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регулярная оценка знаний позволяет не только отмечать успехи школьн ...
Проблема физического воспитания дошкольников в современных исследованиях педагогов
и психологов
Изучением данного вопроса занимались многие ученые. За последние годы проведены исследования, установившие эффективность использования методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх дете ...
Психолого-педагогические особенности детей
младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I - IV классы школы). Хронологически социально - психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считат ...